Клиническая (медицинская) психология и психодиагностика. 72 часа (онлайн)

Начало курса 30.03.2020 г. Преподаватели: доктор психол. наук Рогачева Т.В., кан.психол.наук Ложкин А.И.

Модуль ориентирован на психологов, клинических психологов и людей планирующих получит второе высшее психологическое образование, а также других специалистов по роду своей профессии сталкивающихся с необходимостью помогать людям в трудных жизненных ситуациях.

Программа курса: Предмет и объект клинической психологии. Основные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Предмет и задачи клинической психологии, ее прикладной и междисциплинарный характер. Вклад клинической психологии в разработку теоретических проблем психологии.

Основные направления клинической психологии (нейропсихология, психосоматика и психология телесности, патопсихология, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование, психология аномального развития).

Краткая история развития клинической психологии в России и за рубежом

Проявления психических отклонений и их объяснения в разные культурно-исторические периоды.

Основные этапы развития клинической психологии. Основные направления практической деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, экспертиза, психологическая коррекция (психотерапия), социальная реабилитация инвалидов.

Методы клинической психологии

Классификация методов клинической психологии. Соотношение экспериментально-психологического и клинико- психологического подходов. Номотетический и идеографический подходы в клинической психологии.

Проблема нормы и патологии

Норма как реально существующий устойчивый феномен. Границы между нормой и патологией: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства. Социо-культурная детерминация представлений о норме. Релятивистские представления о норме. Норма как статистическое понятие. Адаптационные концепции нормы. Норма как идеал.

Проблема развития, регресса и распада в клинической психологии

Кризис развития как невозможность развития в неизменных условиях. Кризис как причина патологического развития. Кризис как источник нормального развития. Нормальные и патогенные кризисы. Регрессия. Понятие регрессии. Виды регрессии. Проблема соотношения развития и распада в клинической психологии. Распад как негатив развития. Роль компенсации при распаде.

Внутренняя картина болезни (ВКБ). Аллопластическая и аутопластическая картина болезни (К. Гольдшейдер). Сензитивная и интеллектуальная аутопластическая картина болезни (Р.А. Лурия). Болезнь как семиотическая система. Чувственная ткань, первичное означение, вторичное означение и личностный смысл болезни.
Историческое развитие понимания болезни и здоровья. Современные позитивные определения здоровья. Психосоматические традиции психологии здоровья. Социальная роль больного и роль здорового. Варианты «нормы» в медицинской модели: статистические, функциональные, идеальные, социальные, субъективные. Плохое и хорошее самочувствие как экстремальные полюсы одного континуума. Общепсихологический подход к проблеме оптимального развития человека. Понимание гомеостаза и процесса адаптации.

Социально-психологические аспекты здоровья

Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип. Понятие болезни. Психосоциальная модель: роль социума и внутриличностных факторов.
Био-психо-социальная модель. Развитие болезни: предиспозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы. Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии психических заболеваний. Психология соматически больного. Реакция личности на болезнь, психосоциальная адаптация к болезни, качество жизни, связанное со здоровьем.

Ограничения существующих моделей. Методологические и практические трудности, возникающие при их применении в клинической психологии

Понятие психологической интервенции: ее определение, основные направления, причины терапевтического эффекта.
Психологические аспекты лечебного процесса. Взаимоотношения врача (психолога, психотерапевта) и пациента. Проблемы копинга и комплаенса.

Концепция реабилитации: основные принципы, формы и методы. Роль психолога в создании терапевтической среды. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. Его основные принципы и подходы. Место психотерапии и психологической коррекции в комплексном лечении пациентов с психическими, поведенческими и психосоматическими расстройствами и нарушениями.

Психогигиена и психопрофилактика в системе клинической психологии

Осуществление этической ориентации в практической деятельности клинического психолога. Основные этические принципы в клинической психологии: уважение к автономии клиента, «не вредить», оказание помощи, справедливость. Основные этические традиции: клятва Гиппократа, Парацельса, деонтологические и биоэтические подходы. Проблема безопасности практического психолога.

Этические подходы к научной деятельности клинического психолога. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности, в диагностике, при консультировании и терапии.
Преподаватели: доктор психол. наук Рогачева Т.В., кан.психол.наук Ложкин А.И.

Стоимость курса – 18 000 рублей.

Остались вопросы? +7 800 200 10 44